Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

"Глобальные проблемы, как кризис сознания?".. Дайджест студенческих работ 2016-2017 уч. года.
[ Скачать с сервера (315.4 Kb) ] 02.11.2017, 00:47

     Дайджест работ студентов 2 курса муз. Училища им. М.П.Мусоргского 2016-2017 учебного года Москаленко Иры [М.И], Бодосова Саши [Б.С], Черняевой Ксении [Ч.К.], Сабитовой Алисы [С.Ал], Суховой Ани [С.Аня], Рябкова Паши [Р.П.]

 

                                  ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, КАК

                                            РЕЗУЛЬТАТ КРИЗИСА СОЗНАНИЯ.

                                                          " Разруха не в окружающем мире, разруха в головах”

                                                                                                                                                                    М.А.Булгаков

                                                              "Человечество не погибнет в атомном кошмаре - оно                                                                       задохнётся в собственных отходах". Н.Бор

         На рубеже XIX-XX вв. наступил очередной социокультурный кризис человечества. Крушение механистической картины мира и идей рационализма, выражавших мысль о божественном порядке, господствующем в мире, привело к тому, что ценности, которые раньше составляли твёрдую моральную почву общества, потеряли своё значение. Таким образом, произошло моральное опустошение человека. Немецкий философ О. Шпенглер в своей знаменитой работе «Закат Европы» выдвигает идею о цикличной смене замкнутых, независимых культур, каждая из которых «расцветает» изолированно от других и «умирает», осуществив все свои возможности. К одной из погибающих культур он относит западноевропейскую культуру. Гибель культуры означает, что приостанавливается дальнейшее духовное развитие в рамках той или иной культуры, и остается лишь мертвая «цивилизация». Культура опирается на религиозные и национальные корни, - западная цивилизация по своей сути безрелигиозна и интернациональна. В центре культуры стоят философия и искусство, - в центре цивилизации - техника, инженерное искусство, массовые зрелища, спорт. Закат Европы для Шпенглера - это и есть превращение старой европейской культуры с ее высоким искусством, философией и религиозностью в современную индустриальную цивилизацию. Трагедия заката Европы в том, что в XX в. человек начинает воспринимать цивилизацию так же естественно, как он воспринимает природу. Человек перестает быть творцом, становясь пользователем. (М.И.)

       Многие исследователи считают, что можно говорить о принципиальных различиях между западными и восточными обществами. Логика развития западной цивилизации оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась парадигма человеческой исключительности. Для этой парадигмы характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм. Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Лишь недавно стало приходить понимание того, что экологический кризис – это, не в последнюю очередь, “ разруха в головах”, и именно в них нужно вначале привести всё в порядок. (Б.С.) 

    В  20 веке, считает В. Гейзенберг, становится понятно, что распространение техники само по себе нельзя считать прогрессом. Оказалось, что человеческий разум сам по себе не может обеспечить благополучное развитие общества. Вследствие морального опустошения, главными ценностями для человека становятся обогащение и развлечения, а не единство и гармония с миром. «Человек начал искать развлечений, а не познания и развития», - пишет А. Швейцер в своём труде «Культура и этика». В сознании человечества истинное предназначение науки – её философское начало, уступает место прикладной составляющей. В результате человек всё сильнее удаляется от природы и её гармоничных законов. «Человек потерял инстинктивное чувство правильного и ложного, иллюзорного и реального», - говорит В. Гейзенберг. Следствием утраты этой духовной связи явились искусственные и противоположные законам гармонии мира идеалы – нацизм, империализм, - которые, в свою очередь, привели к двум мировым войнам, а также к отсталости стран третьего мира. Ещё одно следствие – в погоне за обогащением человек начинает нещадно эксплуатировать природу. С лица Земли по вине человека исчезают целые виды растений и животных из-за вкусного мяса, красивой шкуры, дорогой кости, а иногда и потому, что их среда обитания была уничтожена. Промышленные предприятия нарушают главный принцип функционирования биосферы – безотходное производство. (М.И.)

       Биосфера - это форма существования жизни на Земле. Такое учение о Биосфере было разработано только в начале XX века великим русским учёным В.И.Вернадским.

Для возникновения высокоразвитой Биосферы должно было совпасть множество факторов, благодаря чему Земля стала обладать уникальными свойствами:

1) На нашей планете есть все химические элементы, которые производит космос, причём

2) в необходимых для существования биосферы количествах;

3) На Земле огромное количество воды в жидком виде;

4) Земля оказалась именно на таком расстоянии от Солнца (150 млн. км.)

5) при условии, что оно (Солнце) имеет именно такую температуру (порядка 15 млн. градусов в центре);

6) Целесообразное системное устройство планеты, как фактор, обеспечивающий наличие магнитного поля, а также необходимый тепловой баланс и соответствующие тектонические и геохимические процессы. (Ч.К.)

     Биосфера– это этап в развитии Вселенной. Биосфера неразрывно связана с космосом. Это следует и из того, что все химические элементы, находящиеся на Земле, образовались в звездах. «Космические излучения, идущие от всех небесных тел, охватывают биосферу, проникают всю её и всё в ней. Мы улавливаем и сознаём только ничтожную часть этих излучений, и среди них мы изучали почти исключительно излучения Солнца» - пишет В.И. Вернадский. Действительно, исключительная роль Солнца состоит в происхождении и развитии жизни на Земле. Благодаря незначительной части солнечной энергии, попадающей на Земную поверхность, поддерживается функционирование всех компонентов биосферы. Благодаря Солнцу в зелёных частях растений происходит реакция фотосинтеза - взаимодействие диоксида углерода и воды. При реакции фотосинтеза образуется глюкоза, с помощью которой синтезируется целлюлоза, формирующая растения. Побочным продуктом фотосинтеза (как следствие разрушения воды) является кислород, самое необходимое вещество для жизни организмов, а также оказывающее влияние на химические процессы в земной коре, в частности, образование минералов и горных пород. (С.Ал. ) 

      Однако человек не умеет хранить и беречь то, что дала ему природа, не умеет жить в гармонии с биосферой. Все глобальные проблемы современности порождены деятельностью человека и разрушают сферу его обитания. Всё упирается в человеческое сознание. Причиной таких глобальных проблем является кризис сознания человека, который является следствием очень резкого скачка научно-технического прогресса. В XX веке становится понятно, что распространение техники само по себе нельзя считать прогрессом. "Лишь несколько процентов веществ и энергии человек тратит на свои непосредственные нужды, а остальное – на создание и поддержание технических систем: так, Биовещество суши составляет 1012 т, а Техновещество – 1013 -1014 т." (Р.К.Баландин) Оказалось, что человеческий разум не может обеспечить благополучное развитие общества. Необходимо его сочетание с мудростью. (Ч.К)

     По мнению Р.К. Баландина “состояние окружающей среды определяет не столько количество людей, сколько их потребности, удовлетворяемые с помощью техники”. К сожалению, эта правильная цитата противоречит мантрам общества потребления, когда телепередачи, рекламные плакаты повсюду призывают людей бесконечно приобретать всё новые и новые товары и создавать всё больше отходов на планете. Для бесконечного процесса потребления товаров всё продумано:

• производится одноразовый продукт, который невозможно отремонтировать,

• постоянно рекламируется новый продукт, якобы лучше предыдущего,

• поясняется, что обладание новинкой сделает тебя успешным и т.д.

 Согласно данным американского журнала “Саенс”, ежегодно США, страна с 5% мирового населения, даёт 40% мирового загрязнения. Каждый житель Америки наносит окружающей среде ущерб в 50 раз больший, чем житель Индии. <…> Массовые манипуляции сознанием привели к тому, что явный вред планете, наносимый излишней деятельностью человека, войнами, безответственным отношением к будущим поколениям, не считается основополагающим. Гораздо проще принять на веру тезисы власть имущих. В результате, чёрное стало называться белым. Воистину “ Пропаганда заменила место правды” (А.Швейцер). <… > До тех пор, пока человечество не осознает, что кроме денег и власти есть ценности гораздо более важные, а именно: сохранение человечества, сохранение нашего общего Дома и возвращение к общечеловеческим ценностям, кризис будет продолжаться. (С.Аня.)

     «Это означает не только то, что новый экологический кризис общепланетарного масштаба неизбежен, но и то, что человечество стоит перед неизбежной цивилизационной перестройкой, перестройкой всех привычных начал» - пишетН.Н. Моисеев. Действительно, не существует технологических решений, гарантирующих длительный период развития общества. (С.Ал. )

         Человек – неразрывная часть Биосферы. Но, несмотря на это, экологический кризис мыслится многими людьми, как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому  всё большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис – это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. Существует принципиальное различие между экологическим сознанием западного и восточного общества. Для западной цивилизации характерна парадигма человеческой исключительности, в которой различные аспекты мировоззрения определяет антропоцентризм. Для него характерно:

      • противопоставление человека, как высшей ценности, и природы, как его собственности,

      • восприятие природы, как объекта одностороннего воздействия человека,

      • прагматичный характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Подобная ситуация уже складывалась в истории человечества примерно 10 – 12 тыс. лет назад. В то время разрушительная деятельность человека привела к истреблению многих животных, в результате чего человечество оказалось на грани вымирания. Этот этап в развитии человечества называется неолитический кризис. Тогда человеку пришлось изменить своё экологическое сознание, чтобы перейти от бесконтрольного истребления животных и в целом биосферы к земледелию и скотоводству. Примерно то же требуется и современному человеку: для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания. Однако антропоцентризм очень устойчиво укоренился в сознании человека и он не хочет от него отказываться, не хочет жертвовать своим комфортом. В этом, возможно, величайшая трагедия человеческого существования, когда, согласно Н.Бердяеву, “цели жизни подменяются средствами жизни”. (Р.П.)       

       По мнению Н.Н.Моисеева, «если положиться на волю стихии, то наступающий кризис выльется, скорее всего, в уничтожение человечества. Значит, стихии развития должна быть противопоставлена некая разумная стратегия, общая для человечества». Результатом должно стать появление новой нравственности у человека, смена стандартов и идеалов, норм и ценностей. Человеческая цивилизация должна пойти по новому пути — не покорения природы, а жизни в ладу с ней.(С.Ал. )  
      Неизбежность такого момента предвещали французские философы Пьер Тейяр де Шарден и Эдуард Леруа, а также русский учёный Владимир Иванович Вернадский. Он создал учение о новой эре, которая должна наступить, и называется она ноосфера (дословно — «сфера разума»). Термин ноосфера происходит от древнегреческого слова νοῦς (Нус – высший разум). Согласно представлениям Анаксагора, жившего в 6 в. до н.э., "вместе все вещи были, Нус (Ум) же их разделил и привёл в движение. И над всеобщим движением стал властвовать Нус, ибо он дал начало этому движению. <….> Знает всё обо всём, везде присутствует, но ни с чем не смешивается". Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку Земли. Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею оживления материи, но и идею, что конечной целью развития ноосферы является слияние с Богом, т.е. ноосфера - это эра человека духовного. В 1925 году, по предложению Леруа, В.И. Вернадский использовал термин “ноосфера” для названия своего учения. (Ч.К)
      Человек должен помнить о том, что он – часть природы, и глобальные проблемы, которые он создаёт, в первую очередь губят его самого. Необходимо попытаться вернуть утраченную духовную связь и гармонию с природой. Наша планета – наш дом, который мы должны беречь, иначе сами не сможем существовать. (М.И

 

         Указанные информационные источники: 

1. Алёшин А., Воронина О. “Философия” – М.: ТОН - Остожье, 2001.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 – 1978.

3. Будыко М.. О причинах вымирания некоторых видов животных в конце плейстоцена – http://community.livejournal.com/rewilding_ru/2910.html

4.. Вернадский В. «Биосфера и ноосфера» - Айрис-Пресс, 2013.

5. Гейзенберг В. – «Шаги за горизонт». – М.: Прогресс. 1987.

6. Дорохов Ю. Экологические катастрофы древности – bibliofond.ru › Доклад › Экология.

7. Зиявитдинова Н. Глобальная продовольственная проблема и пути ее решения. – Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 424-426.

8. Информационный портал «Википедия»

 9.Лекции по географии Струковой Р.Ю.[См. на сайте файл "Литература"]

10. Моисеев Н. «Судьба цивилизации. Путь Разума». – Языки русской культуры, 2000.

 

 

  •  
Категория: Мои файлы | Добавил: Римма
Просмотров: 272 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: