Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (45.5 Kb) ] | 22.10.2013, 23:09 | ||
СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ МИРА " Милый друг, иль ты не знаешь, что всё, видимое нами, " Интеллект неглубок и лишь
Наука, как известно, зародилась очень давно: в 7в. до н.э., в Древней Греции. Она стала тем фундаментом, на котором стоит современное естественнонаучное знание о мире(не путать с прикладной наукой!!!). Её возникновение не связано с какими-либо практическими интересами. Великими греками руководило стремление познать истоки мировой гармонии. Именно поиск некого совершенного начала мира лежит в основе и древнегреческой натурфилософии, и современной фундаментальной науки. Таким образом, можно сказать, что возникала наука, как форма познания мира, как один из способов постижения истины "ради неё самой”[33]*. Под истиной великие греки мыслили наличие в природе высшего гармонизующего начала, которое обеспечивает совершенство миропорядка – Космоса. В основе этого порядка, этой мировой гармонии, считали они, лежат некие высшие принципы. Познать законы и принципы, благодаря которым в мире царит порядок, а не хаос, стало основной задачей ранней греческой натурфилософии, которую великие умы решали и решают по сей день в своих бессмертных научных теориях. Уже в те времена великие греки сознавали, что законы эти скрыты где-то в глубинах мироздания, за гранью ощущаемого мира. Более того, уже тогда они осознали, что окружающий их мир не таков, каким представляется нашим органам чувств. Через видимое познать невидимое, которое есть источник гармонии и порядка, вот что в значительной степени занимало ранних греческих натурфилософов: "Ощущения ложны, они не дают истинного представления об окружающем мире. Его может дать только размышление" - говорил Демокрит. Зададимся вопросом, как, каким образом удалось ему проникнуть за грань ощущаемого мира? И что имела в виду Марина Цветаева, восклицая: "О, мир, пойми, певцом во сне открыты Закон звезды и формула цветка!"?Почему автор-исполнитель Т. Дрыгина напишет: "Не верьте, не верьте органам зрения, Но пользуйтесь, пользуйтесь внутренним взором”? О какой удивительной возможности человека соприкоснуться с познаваемым миром идёт речь? А речь идёт о способности познавать мир через погружение в себя, наполняя видимое бесконечной глубиной. Такой способ познания является иррациональным, интуитивным. У него есть ещё два синонима: умозрительный и созерцательный. Оба эти термина означают зреть внутрь себя, искать ответ, скрытый в глубинах подсознания, через соприкосновение с иными, высшими сферам бытия. Поскольку в познании мира, в попытке приоткрыть новые, неведомые дотоле страницы "великой книги природы”, ведущую роль играет именно интуиция, познакомимся с этим понятием подробнее. Ознакомимся с определением интуиции, которое даёт такое авторитетное издание, как БСЭ : "Интуиция есть способ постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств". (Отметим, что выражение «прямое усмотрение» аналогично часто используемому «воспринимать непосредственно», т.е. минуя органы чувств). Ещё интуицию определяют, как «разум души», как "внутреннее восприятие истины", как "способность проникать через барьер между сознанием и подсознанием" или как «знание, которое нельзя вывести логически». Таким образом, можно констатировать, что существует два способа или два "механизма” получения знания о мире:
Основным источником информации для интеллекта служат наши органы чувств. В процессе человеческой деятельности, как правило, одновременно задействованы оба механизма: и рациональный, и иррациональный. Однако, решение высших творческих, духовных задач, (как, впрочем, и более конкретных), часто происходит, как откровение. Это касается любого вида творчества, - и науки, и искусства. Показательно в этом отношении высказывание известного современного композитора Софьи Губайдуллиной: "Сосредоточение в себе – это то, что утратила Западная цивилизация. Она стала высокомерна и слаба, т.к. сосредоточение подразумевает восхождение к высшим, вечным сферам бытия, а западная цивилизация скользит по поверхности, среди интеллектуального, рационального знания, а это лишь оболочка, шелуха, лишь инструмент для получения доступа к созерцанию сверхъестественной истины”. * Смотреть список литературы на файле 18 сайта strukova-r-ju.ucoz.com Дополнительные материалы: "Рациональный путь познания лишил людей возможности понять мир как единое целое." К. Поппер,- Открытое общество и его враги. М. 1992, стр. 92. "Достоинство человеческого разума не в том, что он может много познать, а в том, что может постичь существование вещей, ему в принципе недоступных. " Б. Паскаль. "Опыт не является последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно." Аристотель. "Познание - есть не накопление знаний, а понимание сущности вещей. " Сократ. "Целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого «чуда« в нечто постигаемое". А. Эйнштейн[65 стр.8]* "...мир чувственного восприятия отделён от мира понятий и суждений непроницаемой стеной". А. Эйнштейн [65,стр.21] "У нашей цивилизации есть два изъяна: она учит правам, а не обязанностям <...> и оставляет не окультуренной глубину существования, то, что в жизни человека абсолютно". Ортега-и-Хоссет. "Человек должен стремиться не к многознанию, а к многомыслию". Демокрит "Чутко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь". Экзюпери. "Но с принципиальной точки зрения желание строить теорию только на наблюдаемых величинах совершенно нелепо. Потому что в действительности всё обстоит как раз наоборот. Только теория решает, что именно можно наблюдать." А. Эйнштейн.(В. Гейзенберг, Часть и целое, стр. 59) "Теории, основанные только на наблюдениях, годятся лишь для лавочников и инженеров." А. Эйнштейн. "Умные не бывают учёны, учёные не бывают умны." Лао-цзы. "Разум может поднимать любые вопросы, но ожидать от него ответов - значит требовать от него слишком многого. Природа разума не такова. Ответы скрыты в глубине существа, и извлечь их можно только великим усилием воли." Судзуки. "Интуиция - священный дар, а разум его слуга". А. Эйнштейн. [из выступления Т. Черниговской на канале Культура 2 ноября 2018 г. ] "Он[Эйнштейн] попытался описать свой метод мышления, говоря, что его существенной частью была довольно неопределённая внелогическая игра со зрительными и двигательными знаками, после чего нужно было подыскивать с трудом поясняющие их слова ". Гоффман Б.- Альберт Эйнштейн. М. Прогресс,1983, стр. 202. " Мы теперь также знаем, что всё богатство мира заключено в формах”. В.Гейзенберг[14, стр.99 ]*. "Мир определяется образами”. "В начале была симметрия”. В.Гейзенберг[15, стр.223; стр. 217]*. "Доживи Эйнштейн до наших дней, он бы оценил работы, в которых реализуется его мечта, его интуитивная вера в единый план построения природы. В ней и единое другое — единство симметрии." - Зельдович Я.Б.[65,стр261,стр..259]*
* Смотреть список литературы на файле 18 сайта strukova-r-ju.ucoz.com
| |||
Просмотров: 2062 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |