Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

.Нравственное кредо Эйнштейна в свете современных тенденций технократической культуры

          “ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГАРМОНИИ БЫЛО НАДЛИЧЬНОСТНЫМ  СТРЕМЛЕНИЕМ ЭЙНШТЕЙНА”

                                                             “Невозмутимый строй во всём, созвучье полное в природе, –                                                              Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею познаём  

                                                              .                                                                                    Ф.И.Тютчев

                                        “У нашей цивилизации есть два изъяна: она учит правам, а не обязанностям,                                                 и оставляет      неокультуренной   глубину     существования ..."                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Х.Ортега и Гассет                                                                                                                                                                                  .       

            18 апреля этого года исполнилось 60 лет со дня ухода в иной мир Альберта Эйнштейна, человека, на смерть которого великий испанский виолончелист Пабло Казальс откликнулся словами: “Эйнштейн был совестью человечества в такое время, когда многие человеческие ценности  теряли силу”.  

    Этот год вообще оказался богат на круглые даты, связанные с  именем Эйнштейна. Это и 50 лет со дня первого выхода человека в открытый Космос,  и 50 лет со дня открытия Реликтового излучения, и 90 лет со дня смерти А.А.Фридмана, и 100 лет со дня создания Общей теории относительности, 110 – со дня создания Специальной теории относительности; 120 лет назад Дж.Д.Томсон фактически открыл электрон, а В.Рентген – рентгеновские лучи, 160 лет прошло с момента написания Джеймсом Максвеллом статьи «О Фарадеевых силовых линиях»….

    А подумалось  в связи с этим вот о чём: в 15в., по истечении почти 2000 лет со времени жизни Пифагора, на трактатах по теории музыки всё ещё нередко встречалось его изображение!!!

    И, вот, 21 век, –  что уж говорить о Пифагоре, всего 60 лет минуло с момента ухода человека,  которого называли  совестью  человечества,  которому современная - электронная, космическая, атомная  - цивилизация обязана так многим! Но, увы, не любят  сейчас говорить о таких людях.  Не любят, наверное, потому, что они исповедают скорее аскетические ценности, ищут не удовольствия и развлечения, а то, что  “имеет непреходящее значение”(3);  ищут  созидательное начало мира, называемое гармонией, органичное и благотворное  человеку.  Со времён, по крайней мере, Пифагора,  это начало не измышляли, не подстраивали под себя, но искали и  прозревали в самой Природе для того, чтобы человек, отпавший(по мнению Пифагора) от мировой гармонии мог к ней вернуться. В последнее время, напротив, модным стало возводить в абсолют прихоти и измышления лукавого  человеческого ума.  Выливается это в усердные поиски  дисгармонии,  несущей разрушительное, но захватывающе соблазнительное, эпатирующее начало.  И абсолютно парадоксально выглядит тот факт, что в своём  разудалом шествии носители и идеологи этих тенденций используют и делают средой своего обитания открытия, которые рождены совсем другой  духовной  энергией, -  энергией  мира, который Макс Планк образно определил, как “таинственный  и  непостижимо  возвышенный”(2).  Так,  А.Эйнштейн отождествляет себя  “…с теми, кто стремится к истине, красоте и справедливости”(3), а о мотивах своего творчества  говорит следующее: “Горячее желание увидеть эту предустановленную гармонию является источником настойчивости и неистощимого терпения, <….>. Душевное состояние, способствующее такому труду, подобно религиозности или влюблённости …(4);  “Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний  и целей,  с одной стороны, и  возвышенность и чудесный порядок,  проявляющийся в природе и в мире идей, - с другой”(5).

    Но, может  быть,  более  насущным  для  нас  было  бы  вспомнить  о его  жизненных принципах, изложенных  в статье с говорящим названием «Моё кредо»:

  “ …. Не следует забывать о тех обязанностях, которые неразрывно связывают нас с прошлыми, ныне живущими и будущими поколениями людей ….

    Меня часто угнетает мысль о том, что очень многое в моей жизни строится на труде окружающих меня людей, и я сознаю, как многим я им обязан….

   Я никогда не стремился к благополучию или роскоши и даже в каком-то смысле испытываю к ним презрение”.

    К сожалению, такие нравственные основы не созвучны модному  ныне стремлению  к исповеданию вседозволенности, – свободы и от обязанностей, и от ответственности, и даже от элементарных норм поведения. В свете распространяемых в культуре тенденций подобное жизненное кредо воспримется, скорее, как свидетельство   несостоятельности его носителя, как некое прикрытие для неудачника.

    Наверное, именно потому  Эйнштейн и стал Эйнштейном, что не стремился быть успешным и состоявшимся в современном понимании,  но прозревал нечто непреходящее, “непостижимое для нашего разума: Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым.  <……>  Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего”.(3)   

     «Смиренность, обязанности, ничтожность человеческих желаний, религиозность, истина,  справедливость,  непреходящие ценности…» –  Как-то уж очень архаично и совсем не оттопырено!  Так,  стоит  ли  вспоминать о таких чудаках и тем более прислушиваться к ним!  А, вот, использовать их открытия безоглядно на полную катушку, это совсем другое дело! Теперь, ведь, столько возможностей для  публичной демонстрации и любых “вечно меняющихся собственных прихотей”(4), и “ничтожных желаний и целей”(3), – так сказать, всякого рода сомнительных  изысков человека, сделавшегося “если не мертвецом, то во всяком случае слепым” под стремительным натиском ценностных суррогатов  отформатированной технократической культуры. 

    P.S.

 “Характерной чертой любого нигилистического направления является отсутствие твёрдой общей основы, которая направляла бы в каждом случае деятельность личности. В жизни отдельного человека это проявляется в том, что человек теряет инстинктивное чувство правильного и ложного …”  Так писал один из основоположников современной  Картины мира В.Гейзенберг, пытаясь “пробудить в людях чувство того, насколько опасным стал этот мир”,  мир техногенной цивилизации, “затемнённый своей идеологией и своими желаниями”.(1) 

    “Сосредоточение в себе – это то, что утратила Западная цивилизация. Она стала высокомерна и слаба, т.к. сосредоточение подразумевает восхождение к высшим сферам бытия, а западная цивилизация скользит по поверхности среди интеллектуального, рационального знания, а это лишь оболочка, шелуха…”.   Софья Губайдуллина (из интервью на Радио России).

                    ПРОЦИТИРОВАНО:

   1. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. М.: УРСС. 2004, стр.132, 133.

   2. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир. –  Вопросы философии.  №3.1998, стр.131.

  3. Эйнштейн А. Моё кредо. -  Эволюция физики. М.: 2003, стр.16-17.   

  4. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования. –  Эволюция физики. М.: 2003, стр.6,7.

  5. Эйнштейн А. Религия и наука. –  Эволюция физики. М.: 2003.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Римма (29.11.2015)
Просмотров: 874 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 16
15 optionaljackblack  
1
Отличная статья!После прочтения возникло желание узнать больше о взглядах на жизнь человека, о котором, вроде бы, все знают (но на самом деле нет).Его мысли дают огромную почву для размышлений, дают повод задать себе вопрос: “Но что об этом думаю я?”, ведь до этого о таких вещах просто не было даже повода задуматься.Прочитав беседу А. Эйнштейна с Рабиндранатом Тагором, задумался над тем, зависят ли истина и прекрасное от человека (“Если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?”, как спросил Эйнштейн). Точки зрения как Рабиндраната, так и Эйнштейна заслуживают внимания.Первый продвигает идеи индийской философии, рассказывает о том, что существует такая истина, которую невозможно постичь разумом, наукой, т.н. “абсолютная истина”, а то, что Эйнштейн считает истиной “носит внешний характер, представляет собой то, что представляется истинным человеческому разуму”, следовательно эта истина человеческая, она иллюзия.Эйнштейн же говорит, что хоть и не может доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, в этом он твёрдо убеждён.“Я не могу доказать правильность моей концепции, но это - моя религия.”
____“Возьмем совершенно нецивилизованного индейца. Будет ли его жизненный опыт менее богатым и счастливым, чем опыт среднего цивилизованного человека? Думаю, что вряд ли. Глубокий смысл кроется в том, что дети во всех цивилизованных странах любят играть в индейцев.”

Материал взят из книги “Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. IV. - М.: "Наука", 1967.”

16 Римма  
0
Дорогой имярек, спасибо большое за отзыв!  Очень приятно, что статья " дала огромную почву для размышлений", стала "поводом задуматься" о сущностно важных проблемах бытия. Более того, ты поднял ещё несколько серьёзных проблем, в том числе,  проблему истины. Ведь и наука, и искусство  зародились как формы познания, т.е. постижения истины. В данном случае речь идёт о сверхъестественной истине, которая  "лежит за пределами всякого опыта <...>и принципиально не может быть достигнута" в рамках науки, как пишет М.Планк в своей  статье  "Позитивизм и реальный внешний мир"; о истине,  которую А.Эйнштейн определяет как "то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными ощущениями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука". Поэтому своё творчество он так характеризует в статье "Моё кредо": "Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко неполную картину совершенной структуры всего сущего". Позднее, в год своего семидесятилетия, в одном из писем он напишет по поводу "труда моей жизни": "Нет ни одного понятия, в устойчивости которого я был бы убеждён. Я не уверен вообще, что нахожусь на правильном пути".- Б.Гофман. Альберт Эйнштейн. М.1983. Такова  судьба рациональных моделей. они преходящи. Непреходящей является вера. " <.....> без веры во внутреннюю  гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки, эта вера есть и всегда останется основным мотивом научного творчества".
Научная истина - это, приблизительно говоря, то, что адекватно описывает наблюдаемые явления и  помогает предсказывать развитие событий и процессов. Этой проблеме посвящена выше упомянутая статья Макса Планка  Пока хочу на этом остановиться. С уважением. Р.Ю.
Ещё одна затронутая тобой проблема, ,сочетает в себе проблему восприятия и проблему красоты, как высшей формы мирового порядка.
Относительно восприятия. Мы можем узнать и увидеть только те объекты, образы которых заложены в нашем сознании. Узнавание происходит путём сравнения. Для каждого вида живых существ эти образы будут свои,  наилучшим образом  соответствующие их особенностям, назначению, образу жизни. Откроем учебник Малышевского  "Введение в философию" на 22стр. : "Такой наш разговор не удивителен - Всегда себе мы сами очень нравимся и кажемся красавцами -
Не так же ли осёл ослу, свинья свинье и бык быку и пёс  другому псу прекрасней кажется?" Эпихарм.
Критерии гармонии и красоты образов, созидательных и органичных миру человека, не были придуманы или измышлены, но открыты в самой природе великими греками во времена, называемые Греческим Чудом. Только в природе и можно черпать и обретать
 ясность духа и душевную гармонию,  в том числе, и создавая произведения искусства, - ("Искусство заключено в природе. Кто умеет обнаружить его, тот и владеет им" А.Дюрер),  и созерцая и впитывая их. К таким произведениям относится и Аполлон Бельведерский.
P.S.Дорогой мой студент (или, всё-таки, студентка?), таков мой неполноценный и конспективный ответ на твой комментарий. Успеха тебе на пути такого глубокого познания. Пусть это будет прекрасный и спасительный путь при всех его перипетиях и трудностях. Ведь, "лёгким путём добиваются только пустых и вредных вещей". Р.Ю.

И ещё посоветую выложить этот комментарий на "проза.ру."  Возможно, кто-то ответит более квалифицировано и интересно.

13 annaakkordeon  
0
Спасибо, дорогая Римма Юрьевна,за Вашу статью!Спасибо, что от Вас всегда исходит <......>.Очень ценю возможность читать и комментарии к ней от людей думающих, приятно, что это мои сверстники,молодежь,моя  живая кровь. С удовольствием буду рекомендовать Вашу статью думающим людям.Сейчас - это мой мгновенный отклик, в будущем хочу написать-ответить более подробно, что я думаю...
Диана (Анна) Ильина

14 Римма  
0
Анечка, а ты, ведь, поставила меня в неловкое положение такими восторженными, но не заслуженными, эпитетами, поэтому, с твоего позволения, я их убрала  Знаю, что ты так относилась к нашим занятиям и во время учёбы. Конечно, очень приятно, что прошедшие несколько лет  подтвердили важность того, что ты узнала и поняла для себя. Буду ждать твой отклик на само содержание.  Спасибо тебе. Р.

11 Петросян Мария  
1
Иногда меня поражает одна мысль. Люди говорят, что жизнь бессмысленна. Что все мы в конечном итоге умрем. Поэтому мы должны прожить жизнь на полную катушку и "попробовать все".

Люди не знают того как устроен мир вокруг них. Не знают как устроены они сами. Не знают каких-то банальных вещей. Как такие люди могут осознавать свое место в мире, если сам мир они не осознают, ну или осознают не правильно?

Как кто-то может утверждать что смысла в существовании человечества нет, если он, вместо поисков этого самого смысла, познания себя и вселенной, удовлетворяет свои мелочные желания.
В современном мире у многих пропала тяга к знаниям.
Я сама видела не только учеников, но и учителей, которым важны не знания, а то какие оценки получают дети. И я очень рада что это были не мои учителя, и что у меня таких учителей не было.
становится страшно от осознания того, в каком ужасном обществе мы живем.
И радует, что "в такую темную ночь все ещё можно встретить, пусть даже и маленький, но от того не менее светлый костерок".

12 Римма  
0
Дорогая Мария, очень серьёзная проблема волнует тебя: "Люди не знают того, как устроен мир вокруг них. Не знают как устроены они сами. Не знают каких-то банальных вещей ". К сожалению, это становится всё более очевидно. Сделав фетишем рациональное знание, очень условное и неполное,  люди утрачивают  гораздо более важное, -  '" инстинктивное чувство правильного и ложного "  , способность чувствовать Природу,  Но, ведь,  сами они,  как правило, так не считают.  Как писал Серафим Саровский,   " . . . под предлогом просвещения зашли в тьму неведения".  И принимая эту тьму за свет,  мы, порой, не ведаем, что творим. Но давай будем чаще не ужасаться, а радоваться тому,  что есть молодёжь, которая задумывается об этом, хочет изменить что-то в мире к лучшему.  И вас,  оказывается, не так уж мало!  Спасибо вам ! Р.Ю.
P.S. Мария, если возможно, пошли, пожалуйста, отзыв и на  ' проза.ру.'.

8 Андрей Кафтанников  
1
Эйнштейн, несомненно, великий Человек с большой буквы.
Меня поразил этот гений, создавший ОТО, СТО и другие физические теории,который ко всему прочему являлся общественным деятелем-гуманистом,выступавшим против войны и использования ядерного оружия.
Я считаю ,что ,,стремление к истине ,красоте и справедливости" - есть правильный выбор в этой жизни.
К тому же меня впечатляют люди ,которые в современном мире не стремятся к роскоши и благополучию,а преследуют более высокие цели.
Смерть Эйнштейна (18 апреля 1955 г) - большая потеря для человечества.
Мир был бы совершенно иным ,если бы было больше таких людей как он ,но каждый из нас может понять что-то новое и сделать некое открытие ,которое изменит нашу жизнь в лучшую сторону ,поэтому нужно внимательно изучать положительные стороны таких великих людей и стремиться быть лучше,светлее и добрее.

9 Римма  
0
Замечательно, Андрюша! Спасибо тебе за отклик. Очень плодотворна мысль о том, что каждый может, открывая для себя новые смыслы и ценности, сделать что-то, что изменит жизнь в лучшую сторону. Эта мысль очень близка к взглядам Даши Додоновой. Радостно и удивительно, что таких, как вы не обманула усиленная пропаганда низкопробной культуры и ценностных суррогатов. Р.Ю.

7 dvdodonova  
-1
Смотря сейчас вокруг, общаясь со своими свестниками и даже людьми старшего поколения, я понимаю, что где-то когда-то человечество свернуло не туда. Не задумывались мы Матерью Природой такими алчными, эгоистичными потребителями. Сейчас людям не интересны тайны Мироздания, загадки Вселенной, нашего происхождения, нашей природы, строение всего живого и прочее. Сейчас им подавай курс доллара и евро, цену нефти, ядерное оружие, дешевые наслаждения и нравственное развращение. Многие не берут в руки книг, что уж говорить о научных статьях и прочей "мудреной" литературе. В этом и есть наша огромная ошибка, за которую нам придётся дорого поплатиться.
Над людьми, которые интересуются чем-то более и сложным и возвышенным, смеются, называют странными и предпочитают обходить стороной. Но я уверена, что и Пифагора с Энштейном не всегда понимали их современники. Ну не дано познать обычным людям то, что открылось этим величайшим умам. Единственное, что нам остаётся - это благодарить их, учиться на их трудах и ошибках, развивать себя, мыслить шире и вырваться из этого техногенного современного болота.
Когда человек осознает бедствия, которые он обрушил на природу, когда вспомнит о священных истинах, когда обернётся назад и попытается все исправить, то будет уже слишком поздно. Миру нужен кто-то, кто сможет изменить ход истории, образумить человечество. В каждом из нас есть частица звёзд, частица чего-то нереального, чего-то за пределами нашего сознания и нам просто нужно раскрыть это в себе, вспомнить о том, кто мы есть, заглянуть глубоко внутрь себя, понять, что так жить больше нельзя и не имеет смысла.
Давайте изменим этот мир. А чтобы его изменить, давайте начнём с себя!

10 Римма  
0
"В каждом из нас есть частица звёзд, частица чего-то нереального, чего-то за пределами нашего сознания и нам просто нужно раскрыть это в себе." -  Дорогая Даша, как хотелось бы донести эти твои слова до сознания каждого студента! Спасибо тебе! Сил тебе, мужества и успеха на этом достойном пути. И давай вспомним Пастернака:
"Но пораженья от победы ты сам не должен отличать.
И должен не единой долькой не отступаться от лица
Но быть живым, живым и только, живым и только - до конца." Р.

5 moskalenko_irena  
1
Я полностью согласна с мыслью, изложенной в статье. Сейчас для человека высшей ценностью стали деньги и зарабатывание денег, и пропагандировать идеи об аскетизме,ничтожности человеческих желаний,вечных ценностях просто невыгодно. Поэтому современное общество стремится забыть мировоззрение и, следовательно, имена великих учёных, внушая людям, что счастье -в материальных богатствах и жизни без обязанностей и моральных принципов, а не в гармонии с природой и осознании истинной сути мироздания.

6 Римма  
0
Дорогая Ира, поразительно и отрадно, что, несмотря на оголтелый натиск формата, стремящегося проникнуть во все сферы и жизни, и человеческой души, чтобы превратить человека в некого биоробота, есть среди молодого поколения души, абсолютно не затронутые этой, казалось бы, всепоглощающей разрушительной силой. И как это вам удаётся оставаться такими светлыми и чистыми, "ни единой долькой не отступающими от лица"?!! Римма.

3 Аня Агаркова  
1
О созерцании, приобщающем человека к Космической Гармонии в противовес разрушительной дисгармонии бездумного существования, тема этой статьи. Порассуждаем об этом.
В Мире, в Космосе, в истории цивилизации, в человеке ведут борьбу два начала, две силы. Одно начало ведет к гармонии, красоте, справедливости -это силы Добра, Света. Другое начало ведет к дисгармонии, разрушению, хаосу, вражде -это силы Зла, Тьмы.
Лучшими умами человечества, от Пифагора, жившего в VI веке до н.э.,от античных философов и скульпторов,до современных нам великих ученых, художников и поэтов, владели идеи о мировой гармонии. Движущей силой их творчества всегда было стремление к познанию законов построения этого мира, стремление к истине, красоте, справедливости.
Для меня примерами высшего взлета человеческих возможностей на этом пути будут: в изобразительных искусстве "Давид", скульптора Микеланджело, в живописи "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, "Джоконда" Леонардо да Винчи , "Троица" Андрея Рублева и тд.
В музыке -это произведения Моцарта,Баха,Бетховена...
Эти произведения дают как бы эталон, меру оценки любого произведения. Они возвышают душу, приобщают человека к Космической Гармонии, объединяют людей, так как они понятны всем, независимо от возраста, расы и языка.
Но ведь есть и другое направление. Агрессивная, оглушающая музыка тяжелого рока, превращающая слушателей в ошалевшую толпу бесноватых. Есть направления и в изобразительном искусстве, последовательно разрушающие, искажающие форму,выдающие хаос пятен и линий за произведение искусства. Это внедряется в сознание людей, превращая их в стадо потребителей такого массового "искусства", массовой "культуры".
Чтобы противостоять этому надо выстраивать крепкое цельное мировоззрение,основанное на настоящих,подлинных ценностях. Для этого и существуют эталоны совершенства, созданные величайшими из представителей человечества за все время его существования. Эти люди оставили нам пример своей жизни, как подвиг во имя идеи служения истине,справедливости и красоты без стремления к роскоши и благополучию (см. А.Эйнштейн "Мое кредо"). К ним не применимо определение - успешные, благополучные. Они неизмеримо выше всего этого.
Мир техногенной, технократической "культуры" оказывает сильное влияние на человека,так как получил в руки мощные инструменты воздействия: телевидение,интернет,средства коммуникации и др. Идеи внедряются в сознание человека с помощью технических устройств и методов, поэтому так важно различать Добро и Зло в любом проявлении, в любой упаковке. Важно не утратить инстинктивное чувство чувство ,что правильно,а что ложно (см.Гейзенберг). А для этого надо воспитывать свой вкус на лучших образцах классической литературы, классической музыки, на признанных шедеврах мирового искусства .
Не следовать слепо моде, влиянию чуждому,разлагающему душу,а уметь сосредотачиваться в себе. Почувствовать свое призвание и двигаться вперед,развивая свой талант,данный каждому от Природы, чувствуя "энергии таинственного и непостижимо возвышенного мира", как формулировал великий физик Макс Планк, или чувствуя "созвучие полное в природе...", как писал Тютчев . Я считаю, что к этому надо стремиться каждому из нас.

4 Римма  
0
Какое счастье узнать, что и молодое поколение знает об интуитивном, созерцательном способе познания. Это кажется даже странным в мире, который об этом как будто забыл, который стремится существовать только в рамках рационального знания, которое в отношении Природы всегда будет условным, ограниченным, относительным и неполным, так, некой моделью, некой проекцией. Ограничиваясь только рамками созданного самим человеком рационального знания, он и теряет "инстинктивное чувство правильного и ложного, иллюзорного и реального", не сознавая, что только оно одно и может помочь находить единственно правильные решения, помочь обрести твёрдую жизненную основу. Спасибо, что ты так ясно это понимаешь, переживаешь,чувствуешь и об этом не молчишь. Р.Ю.

1 София Никишина  
3
В 2015 году было очень много знаменательных дат, которые связаны с именем А. Эйнштейна и я считаю, что про эти даты совсем нельзя забывать. Но большая часть нынешнего общества не интересуется подобной информацией, так как воспринимает её как напоминание о школьных предметах, на которых учеников заставляли заучивать материал, который плохо усваивался ими из-за некомпетентности преподавателей средней школы. Всё это обусловлено обесцениванием труда преподавателей, как в материальном, так и в моральном смысле практически на государственном уровне. В результате в школах мало знающих педагогов. Насильно и с неправильным подходом молодому поколению прививают нелюбовь к естественным наукам. Именно поэтому все сразу забывают, как «страшный сон», всё, что связано с физикой, химией и т.д. Хотя при качественном и талантливом изложении эти науки восхитительны и способны завлечь учеников в чудесный мир естествознания. Те, кому повезло с учителями, знают и помнят великих ученых и их вклад в науку. Современное общество потребления не нуждается в глубоком познании чего-либо, так как для пользователя неважно, что происходит внутри гаджета. Важно только нажимать на кнопки и получать желаемое. Из-за этого всего народ и не вспоминает о таких великих датах, хотя современная цивилизация многим обязана им.

2 Римма  
0
Спасибо, Соня,за твою живую душу, так искренне восстающую против мертвящего формата во всём, начиная, увы, с образования.Замечательно, что вопреки насаждаемому ценностному суррогату, такие как ты несёте в себе живое, творческое, человеческое начало. Храните его и развивайте Р.Ю.

Имя *:
Email *:
Код *: